Версия для слабовидящих
vk youtube
+7 (342) 260-41-29 +7 (912) 980-28-40 +7 (902) 808-77-62
Пермь, бульвар Гагарина, 27а

Посадка мягкая, но не запланированная

Ракета–носитель с КК «Восход-2» стартовала 18 марта 1965 года в 10:00ч. Главная цель полёта – выполнить первый в мире выход человека в открытый космос.

Состав экипажа подбирался тщательно. Командир П.И.Беляев был самым опытным лётчиком, А.А.Леонов хорошо переносил тренировки в барокамере и центрифуге.

Космический корабль «Восход-2» был выведен на околоземную орбиту на высоту, примерно, 495 км. Выход майора Леонова в открытый космос не вызвал затруднений. Алексей Архипович пробыл в открытом космосе 12 минут 9 секунд и удалялся до 5 метров от корабля. Командир П.Беляев поддерживал с ним непрерывную связь. После завершения эксперимента возникли непредвиденные обстоятельства: за счёт внутреннего давления скафандр «Беркут» деформировался. Космонавту пришлось входить в шлюз и закрывать его внешний люк по нештатной схеме.

На 17 витке при отстреле шлюзовой камеры детонирующим шнуром сильный удар вывел из строя основную систему ориентации корабля по Солнцу. Беляеву была выдана команда на посадку на 18 витке при ручном управлении системой ориентации.

19 марта 1965 года, в 12:05 московского времени, на территории Пермской области в глухой тайге Усольского района (в 180 км г. Перми) корабль «Восход-2» совершил штатную незапланированную посадку.

Первым парашюты на деревьях рассмотрел лётчик Парасенко А.И., он и  сообщил координаты: 59 градусов 34 минуты 21 секунда северной широты; 55 градусов 29 минут 35 секунд восточной долготы. Руководил местной поисково-спасательной службой председатель Пермского облисполкома Коноплёв Б.В.

Часа через 3 после посадки над ними появился вертолёт МИ – 1 (командир Жунёв В.Ф.), были организованы наземные поиски (главный механик Шемейного леспромхоза В.А.Рожков), сброшена тёплая одежда и продукты питания, расчищены от деревьев две площадки для вертолётов (в 2-х км) и сделан шалаш для проживания (лесники Н.Кожухов и И.Федосеев, лесоруб В. Наседкин с мотопилой «Дружба»).  

В течение трёх суток, до прибытия из Казахстана специалистов Службы поиска и спасения, в условиях 20-ти градусного мороза и снежного покрова толщиной 1,5 – 2,0 метра, пермяки обеспечивали экипаж этого корабля всем необходимым, а также эвакуировали их из тайги до аэропорта «Большое Савино» (лётчик Кобзарь на вертолёте МИ – 6), откуда они улетели на космодром «Байконур».

 

Статья написана по воспоминаниям ветерана РВСН и космодрома Байконур,
полковника в отставке Глотина Дмитрия Панкратьевича.

19.03.2020

Обратно